Нормы температуры в квартире в отопительный сезон по СанПиН в 2023 году

Глава Роспотребнадзора, центральный аппарат и подчиненные ему территориальные органы работают в четком взаимодействии, заботясь о благе рядового гражданина, получателя услуг и покупателя товаров. Напоминая о нормах температуры в квартире в отопительный сезон 2023 года, федеральная служба регламентирует деятельность поставщиков тепла в системе центрального отопления, обновляет требования к ее результату. Рядовые граждане могут выдвигать претензии к деятельности поставщика, если итоги, озвученные им, не соответствуют закрепленным на официальном уровне нормативам.

Нормативная база

Права потребителя нуждаются в защите от недобросовестного поставщика товаров и услуг при любой форме государственного строя. Поэтому в первые годы существования РФ в ее нынешнем виде была создана федеральная служба, в надзорные и контролирующие функции которой перешли полномочия нескольких министерств. Деятельность Роспотребнадзора и его полномочия закреплены в законодательстве РФ.

Отопление – востребованная услуга, предоставляемая в коммунальной сфере исполнителем потребителю на основании нормативных документов:

  • отдельных статей Жилищного кодекса России;
  • постановления Правительства РФ, утвердившего Правила предоставления услуг в коммунальной сфере (№ 354);
  • ФЗ № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Нормы температуры в квартире в отопительный сезон 2022 года должны соответствовать государственному стандарту (ГОСТ), санитарным правилам и нормам (СанПиН). Второй документ разрабатывается Федеральной службой и утверждается Главным санврачом РФ.

Интересно! На каком расстоянии от пола вешать телевизор на стену

Немного о терминологии

Обязанности стороны, обеспечивающей поставку тепла, подлежат исполнению в соответствии с требованиями законодательства и вышеназванных нормативных актов. Законодательная база оперирует следующими терминами:

  • потребитель в данном случае – физическое или юридическое лицо, которое законно пользуется жилым или служебным помещением и получает отопление;
  • исполнитель, независимо от его организационной формы, – тот, кто поставляет тепло арендатору или владельцу и требует за это оплату;
  • отопление – подача тепловой энергии по внутридомовым или центральным коммуникациям;
  • нормы температуры в квартире в отопительный сезон 2022 года установлены в Приложении № 1 («Требования к качеству») к Правилам предоставления коммунальных услуг.

Ознакомиться с Правилами и подробными разъяснениями прав потребителя можно на официальном сайте Роспотребнадзора. В функции федеральной службы входит разъяснение норм законодательства, информирование потребителей о правах и методах их обеспечения, напоминание исполнителям об их обязанностях.

Какая температура должна быть в квартирах

В России с ее преобладающим умеренно континентальным климатом холодный сезон продолжителен и захватывает часть весны и осени. Низкая температура означает, что дома любого типа нуждаются в подаче тепла для жизнеобеспечения и деятельности граждан.

Отопление как метод подачи тепловой энергии – часть коммунальных услуг, деятельности, которая призвана создавать безопасные и благоприятные условий для тех, кто оплачивает их стоимость. Претензии потребителя к качеству отопления вполне обоснованы – суммы на оплату услуг растут, а качество их оказания тем временем падает.

Интересно! Какая влажность воздуха должна быть в квартире по нормам и как ее измерить

Качественные критерии

В законодательных и нормативных актах есть четкая система требований к исполнителям, подающим тепловую энергию по системе ЦО и внутридомовым ИС. Независимо от способа подачи и исполнителя, в течение отопительного периода должны соблюдаться нормы температуры в квартире в отопительный сезон: в 2023 году, как и ранее, они определены по СанПиН и регламентированы в государственном стандарте:

  1. На протяжении отопительного периода (продолжительность может регламентироваться местными нормативными актами и зависеть от климатических условий) оно осуществляется круглосуточно и бесперебойно, с небольшими вариациями, оговоренными отдельно.
  2. Требовать выполнения установленных температурных показателей можно только при условии, что в проектировании отопительной системы (ОС) была учтена максимальная температура, но бывают аномальные холода, возможно, не учтенные проектировщиками. И бывают помещения, не утепленные в соответствии с погодными нормами.
  3. Отдельные нормативы есть для показателей давления, для системы с чугунными радиаторами, конвекторного и панельного типа, калориферами. Эти показатели не должны превышать нормативов, установленных для требуемого заполнения ОС теплоносителем.

Комментарий эксперта! Е. Юматов, мастер по ремонту тепловых сетей:

«Исполнитель не должен допускать превышения давления во внутридомовой системе – это может вылиться в непредвиденные негативные последствия. Но у нас есть право снижать температуру в ночное время (правда, не более, чем на 3 °С) и превышать ее (что вряд ли случается часто) на 4 °С. Потребитель должен знать, что отопление может отсутствовать определенное количество часов на протяжении месяца и единовременно. Это неминуемо, если возникает необходимость в проверке и ремонте, и зависит от того, какая температура в обогреваемом помещении».

Количественные показатели обогрева

В наступившем году нормативы определяются по ГОСТ 30494-2011 и СанПиН 1.2.3685-10. Это актуальная информация: в некоторых источниках есть ссылки на утратившие силу санитарно-эпидемиологические правила, отмененные в связи с пандемией. Цель проведенных изменений – обеспечить комфортные условия, снизить риски для здоровья, распространение инфекционных заболеваний, минимизировать негативное влияние окружающей среды на человека:

  • нормы температуры в квартире в отопительный сезон по СанПиН в жилых помещениях – 20-22 °С;
  • угловая квартира – 22 °С;
  • функциональные помещения (кухни и раздельные санузлы – 19-21 °С);
  • в вестибюлях и на лестничных клетках предельный минимум – 18 °С.

Потребитель (покупатель) этой коммунальной услуги должен своевременно оплачивать счета, полученные от ее исполнителя (продавца), но именно это обстоятельство наделяет его правами требовать за свои деньги количества тепловой энергии, предусмотренного санитарными нормами и нормативными актами. В разъяснении от Роспотребнадзора указывается, что для недобросовестного поставщика предусмотрена система наказаний и ответственности.

Почему нужно информировать надзорные органы

Температура в помещении в холодное время года должна соответствовать санитарным нормам и государственным стандартам. Если в квартире холодно, нужно произвести замеры и проинформировать поставщика теплоэнергии. В случае игнорирования законов РФ и прав потребителя он может быть привлечен не только к административной, но и к гражданско-правовой, и даже к уголовной ответственности:

  • за нарушения в качестве предоставления услуги ЖКХ;
  • нанесенный материальный или моральный вред;
  • убытки, причиненные нарушением прав, установленных законом и подписанным двухсторонним договором;
  • физические и моральные неудобства (страдания) из-за необеспеченности нормальными условиями проживания.

Человек, который оплачивает свои обязательства своевременно и выполняет условия договора, вправе требовать ответной обязательности от стороны, которой он перечисляет денежные средства. Если факт нарушений зафиксирован, но их не исправили, он должен подтвердить это документально. Для этого следует провести замеры и вызывать представителя поставщика для составления акта.

Это не единственная возможность снизить оплату за некачественные услуги. По закону тарифы снижаются, если превышено суммарное допустимое за месяц количество времени, проведенного без отопления. Расчет проводится за каждый час отклонения от норм температуры в помещении за то время, когда были зафиксированы отклонения от установленной нормы давления в коммуникациях теплопоставок. Роспотребнадзор напоминает, что требовать уплаты неустойки, штрафа или пени получатель услуги имеет право только в том случае, когда он неуклонно и добросовестно выполняет свои обязательства по подписанному договору.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Redactor/ автор статьи
Сайт о нормах, правилах, стандартах и законах РФ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.